12 ловушек сознания, которые мешают нам быть рациональными

Человеческий мозг выполняет столько операций в секунду, на сколько не способен ни один самый мощный компьютер в мире. Но это не значит, что человеческий мозг не имеет серьёзных ограничений. Простейший калькулятор может совершать вычисления в тысячи раз быстрее и лучше, чем человек, а многие воспоминания, хранящиеся в нашей памяти, зачастую оказываются просто бесполезными. Плюс ко всему, человеческое сознание подвержено всякого рода предубеждениям и когнитивному диссонансу, что нередко мешает нам быть рациональными и побуждает к принятию сомнительных решений и неправильным выводам.

Предлагаем вам ознакомиться с этими наиболее распространёнными предубеждениями, о которых важно знать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.

Прежде чем начать, давайте определим разницу между когнитивными предубеждениями и логическими ошибками. Логическая ошибка — это ошибка в аргументации, на базе которой стоят необоснованные суждения. Когнитивные предубеждения — это такое направление мышления и восприятия мира, которое не соответствует действительности.

Многие психологи считают, что когнитивные предубеждения помогают более эффективно обрабатывать информацию, особенно в опасных ситуациях. Тем не менее, они часто могут приводить к серьёзным ошибкам. Как бы ни было, предупреждён, значит, вооружён.

1. Предвзятость подтверждения

Нам часто нравятся люди, которые согласны с нашими взглядами. Вот почему мы окружаем себя такими людьми, или чаще всего посещаем те сайты, содержание которых наиболее соответствует нашим собственным убеждениям, взглядам и предпочтениям. И вот почему мы стараемся держаться подальше от тех, чьи взгляды и вкусы отличаются от наших или заставляют нас сомневаться в собственной правоте. Специалист по поведенческой психологии Б. Ф. Скиннер назвал это когнитивным диссонансом.

Эта избирательность и приводит к предвзятости подтверждения: мы воспринимаем только ту информацию, которая подтверждает или хотя бы не подвергает сомнениям наши собственные суждения. Одновременно с этим мы игнорируем или отвергаем всё, что не соответствует нашей собственной правде и угрожает разрушить привычное для нас представление о мире. Интернет, кстати, только усиливает эту тенденцию.

2. Эффект внутригрупповой пристрастности

Не секрет, что каждый человек старается держаться ближе к людям с общими интересами и увлечениями. Как ни странно, тут всё дело в так называемой молекуле любви — окситоцине. Это объясняет, почему люди теснее держатся тех, кто им близок, и наоборот, не принимают или даже отталкивают тех, кто, как говорится, «не вписывается» в их круг.

В конечном итоге, нередко бывает, что человек слишком переоценивает тех, кого считает «своими» и зачастую недооценивает тех, к кому априори предвзято относится, даже не имея представления о людях. Это и есть эффект внутригрупповой пристрастности.

3. «Ошибка игрока»

Это предубеждение ещё называют заблуждением, но на самом деле это всего лишь глюк в нашем сознании. Мы склонны придавать слишком большое значение событиям, имевшим место в прошлом, полагая, что они каким-то образом могут предопределить или повлиять на наше будущее. Классический тому пример — ситуация с подбрасыванием монеты. Если, скажем, у нас пять раз подряд выпадает решка, то мозг почему-то решает, что в следующий раз обязательно выпадет орёл. Но в действительности шансы всё также равны — 50Х50.

Это и объясняет позитивное, но ошибочное мышление игрока, который ожидает, что после нескольких проигрышей обязательно последует выигрыш, и ему удастся сорвать банк. Как ни странно, это же касается и отношений: каждый раз, заводя новые, мы надеемся, что они будут намного лучше, чем предыдущие.

4. Рационализация после покупки

Наверняка у каждому из нас хоть раз в жизни приходилось делать абсолютно ненужную и бесполезную покупку, а затем, дома, рационализируя приобретение, убеждать себя и своих домашних в том, что это была просто чудесная и очень полезная покупка. Вот этот механизм — рационализация после покупки — и помогает нам чувствовать себя на высоте после совершения абсолютно никчемного действия или принятия неверного решения.

Это явление также известно как стокгольмский синдром покупателя: это способ оправдать любые покупки, особенно дорогие. Психологи полагают, что это связано с принципом приверженности и желанием ощущать себя последовательным, избегая когнитивного диссонанса.

5. Пренебрежение вероятностью

Многие из нас могут запросто сесть в машину и отправиться в поездку, даже если ехать предстоит несколько тысяч километров. Вместе с тем, многие испытывают определённый страх перед полётами в самолётах, ведь летать — если только ты не птица — это неестественно и опасно.

Тем не менее, многие признают тот факт, что вероятность погибнуть или серьёзно пострадать во время автокатастрофы всегда выше, чем в авиакатастрофе. И всё равно наш мозг не выпускает нас из этой ловушки, вопреки всем логическим доводам: у среднестатистического человека шанс погибнуть в авто-аварии составляет 1 к 84, а погибнуть в авиакатастрофе — 1 к 5,000. Но это так же нелепо, как беспокоиться о том, что вы можете стать жертвой теракта и не волноваться о чём-то гораздо более вероятном, вроде падения с лестницы или случайного отравления.

Именно это социальный психолог Касс Санстейн называет пренебрежением вероятностью — неспособность человека правильно оценить степень опасности и риска, когда относительно безвредные события и явления воспринимаются нами как очень опасные, и наоборот.

6. Эффект выборочности наблюдения

Иногда нам вдруг начинает казаться, что вокруг стало слишком много вещей, которых раньше не было. Но это ошибочное мнение — на самом деле, мы просто раньше не придавали этому такого большого значения. Например, если человек купил новую машину, он вдруг неожиданно начинает замечать, что вокруг него слишком много точно таких же машин. То же самое происходит с женщиной, которая узнала, что беременна и вдруг неожиданно начинает замечать, что вокруг неё — почти все беременны! Это может быть какая-нибудь песня, чаще звучащая в эфире. Или одинаковый номер, который повторяется повсюду, будь то дом, транспортное средство или почтовый ящик.

На самом деле, это не вещи появляются чаще, это мы их чаще выделяем и замечаем, по тем или иным причинам. Проблема в том, что большинство людей воспринимают это когнитивное искажение как закономерность и не считают простым совпадением (хотя, по сути, так и есть).

7. Необоснованность предположений

Как правило, многие не любят перемены, поэтому часто делают такой выбор, при котором вещи либо останутся прежними, либо претерпят наименьшие изменения. Излишне говорить, что это касается всех сфер жизни — от экономики до политики. Нам хотелось бы всегда делать одни и те же дела, придерживаться одних и тех же взглядов и ужинать в привычных ресторанах.

Проблема в том, что такое смещение восприятия, как необоснованность предположения, заставляет нас думать, что иной выбор будет либо неправильным, либо поставит нас в худшие условия, по сравнению с предыдущими. Лучшая характеристика для этого когнитивного смещения выражено в поговорке — если ничего не сломалось, ничего не надо чинить.

8. Эффект негативности

Люди, как правило, чаще обращают внимание на плохие новости. И это не только потому, что всеми это воспринимается болезненно. Социологи предполагают, что это объясняется избирательностью внимания, при котором негативные новости воспринимаются как более важные. Из-за этого многие склонны уделять больше внимания негативным вещам, игнорируя положительные.

Стивен Пинкер в своей книге «The better angels of our nature: why violence has declined» утверждает, что в мире появилась тенденция к снижению агрессии, насилия, войн, преступности и несправедливости, что в общем-то, хорошо. Тем не менее, большинство людей продолжают считать, что ситуация продолжает ухудшаться. Это и есть эффект негативности восприятия.

9. Эффект толпы

Хотя большинство из нас этого не признают, многим нравится плыть по течению или быть частью толпы. Когда вокруг нас начинают выбирать любимчика — будь то певец или игрок какой-то спортивной команды, наша индивидуальность отключается под влиянием группового мышления. Это может не распространяться на целые города и страны. но наверняка проявляется в семейном кругу или рабочих коллективах.

Эффект группового мышления часто используется полит-технологами накануне выборов. Вот почему не стоит безоговорочно доверять результатам опросов общественного мнения, так часто они могут быть искаженными с целью повлиять на как можно большее количество потенциальных избирателей.

10. Эффект смещения (ложный консенсус)

Поскольку люди, как правило, зациклены на себе и своих собственных интересах, им часто кажется, что большинство думает так же, как они, хотя у них фактически нет никаких оснований так думать. Это называется эффектом переноса. Нечто похожее происходит также при эффекте ложного консенсуса — когда мы не просто уверены, что люди думают так же, как мы, но ещё и верим в то, что они с нами согласны.

Эффект переноса демонстрирует, как часто мы переоцениваем собственную значимость и предполагаем, что можно достичь консенсуса даже там, где его в принципе не может быть достигнуто. Более того, зачастую члены радикальных группировок уверены, что многие в мире разделяют их позицию, хотя это совсем не так.

11. Эффект смещения восприятия текущего момента

Люди часто сложно думать о будущем, изменяя своё сегодняшнее поведение или свои ожидания. По правде, большинство из нас предпочли бы получить удовольствие в настоящий момент, оставляя сожаление и боль на потом.

С точки зрения желания большинства людей экономить деньги, это смещение вызывает наибольший интерес среди экономистов и практикующих врачей. В 1998 году даже было проведено специальное исследование по этому поводу. При выборе еды на ближайшую неделю 74% участников эксперимента отдали предпочтение здоровым продуктам, а когда речь зашла о продуктах на данный момент. 70% участников выбрали шоколад.

12. Эффект якоря или Ловушка сравнения

Эта ловушка связана с тем, что мы, как правило, сравниваем и противопоставляем лишь определённое количество символов или наименований, например, обращая внимание на разницу между цифрами на ценнике, а не саму цену. Это классический пример того, как склонны люди вести себя на распродажах. Когда мы смотрим на ценник, нас впечатляет размер скидки, а не сама цена, и мы склонны купить товар, несмотря на то, что он может быть достаточно дорогим даже без учёта скидки.

Такой же уловкой пользуются и владельцы ресторанов, вписывая в меню дорогостоящие блюда, на фоне которых остальные смотрятся вполне приемлемыми. Этот же механизм объясняет, почему мы, при наличии выбора, предпочитаем выбрать нечто среднее — не самое дорогое, но и не самое дешёвое.

Источник
Перевод: VICER.RU

Нажмите «Нравится», чтобы читать нас в Фейсбуке.

Threesome